Отдел продаж: +7 (495) 926-57-42, +7 (903) 974-57-42,
          sale@touch.ru
    Сервисный центр: +7 (495) 984-71-69, +7 (903) 549-57-42,
    support@touch.ru

СПб. Грозные таблички «Руками не трогать« на музейных экспонатах, возможно, скоро будут заменены на новые с призывом «Потрогай руками». В Бостонском музее естественной истории рядом с чучелами медведя, лося, бобра приклеены образцы шерсти, которые можно пощупать, чтобы понять фактуру. А прозрачная силиконовая модель человеческого тела приспособлена для изучения анатомии: нажимая кнопки, можно подсвечивать различные органы. Рядом пластиковый скелет в темных очках и шлеме повторяет движения посетителя, который крутит педали на велосипеде напротив, — сразу понимаешь, как работают твои собственные суставы. В Иерусалимском музее науки дети извлекают звуки, притрагиваясь к струнам чудо-арфы, снабженным электрическими датчиками, вертят лопасти «поющих« деревянных мельниц, экспериментальным путем узнают, что такое эхо, и могут прокатиться на повозке с квадратными колесами.

Науку в народ

Именно в таком направлении движется большинство зарубежных научных музеев, развивающих направление «сайенсинтертеймент» — гибрид слов science (наука) и entertainment (развлечение).

В русском варианте сайенсинтертеймент назвали научно-развлекательным центром. Формулировка непривычная и для посетителей, и для сотрудников музеев, привыкших, что музей — это прежде всего хранилища и фонды, а уж потом выставочные залы. Но здравый смысл подсказывает, что при таком устаревшем подходе многочисленные экспонаты скоро некому будет показывать. Задуматься о революции в музейном деле смотрителям и хранителям пришлось недавно. Долгое время с посетителями общались только экскурсоводы да бабушки-смотрительницы, в лучшем случае аудиогид. Старая гвардия работников музеев и сейчас к идее полного интерактива относится с некоторым подозрением: боятся, что тяга к интерактивным экспонатам будет сильнее, чем интерес к историческим реликвиям. Молодые специалисты, однако, идут еще дальше: на конференциях, посвященных научным музеям, все чаще слышны предложения не только зазывать посетителей в музеи, но и выставлять экспонаты прямо на улицах, чтобы заинтересовать даже тех, для кого поход в научный музей — явление из области научной фантастики.

По заветам Петра I

При этом научно-развлекательный центр — задумка вовсе не новая. Идею быть ближе к народу продвигали в Петербурге еще 300 лет назад. Для привлечения публики в Кунсткамеру Петр I указал «всякого желающего пускать и водить», а первым посетителям еще и подносили водки.

Одним из первых в мире интерактивных экспонатов, кстати, был как раз Большой Готторпский глобус-планетарий, в котором можно было посидеть, любуясь картинами звездного неба.

Сейчас посетителям снова предлагают залезть в глобус, но уже виртуально. Состояние планетария не позволяет посетителям забраться внутрь, но благодаря мультимедийной программе запросто можно почувствовать себя сидящим там. «С начала этого года мы работаем над проектом «Мультимедийно-информационно-экспозиционный комплекс», — рассказывает Юрий Чистов, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. — Практически во всех залах будут установлены мультимедийные сенсорные экраны и плазменные панели. На них посетители смогут увидеть фрагменты этнографических фильмов, послушать традиционную музыку народов мира. Система даст возможность получить подробную информацию о многих экспонатах, например, залезть внутрь старинного кувшина, узнать значение рисунков на нем и выяснить, откуда он приехал в Россию». На реализацию этой программы Кунсткамера получила грант Правительства РФ в $300 тыс. Примерно столько же музей вкладывает из своих собственных внебюджетных средств.

Эксперименты наяву

Не отстает и Центральный музей связи имени А.С. Попова. «Тематика нашего музея, как и любого другого технического музея, трудна для восприятия посетителями. Поэтому в традиционную музейную экспозицию мы ввели специальный раздел «Физические основы электросвязи«. Таким образом хотим популяризировать научно-технические знания среди школьников, повысить их интерес к научной деятельности и к профессиям, связанным с точными и естественными науками«, — рассказывает Нина Борисова, заместитель по науке и технике директора музея. Например, поглазев на старинную велосипедную динамо-машину, любой посетитель может пропробовать извлечь электричество с помощью ее современной копии. Финансируется проект Российским фондом истории связи.

Попробовать на зуб

В Петропавловской крепости планируют организовать Национальный музей науки и техники — интерактивный образовательный центр «Равелин«. У будущего интерактивного музея есть исторические корни. В Ленинграде в 1935 г. был открыт «Дом занимательных наук«, который придумал и открыл Яков Перельман, автор увлекательных книг «Занимательная физика», «Занимательная арифметика», «Занимательная механика».
В августе прошлого года в Петропавловке уже работала для публики первая интерактивная выставка, на которой показали «Велосипед на натянутой проволоке«. Посетители могли проехать на нем по канату, туго натянутому на высоте 5м.
В Москве интерактивные научные музеи уже действуют. Например, в Тимирязевском музее работает интерактивная экспозиция «Комната открытий», где можно потрогать настоящий бивень мамонта, посидеть на позвонке кита, примерить панцирь черепахи. А на выставке «Интерактивные руки« посетителям выдают предметы, манипуляции с которыми помогают лучше понять возможности собственных кистей. Первый интерактивный музей открылся в Челябинске.

Наука как бренд

«Чтобы заинтересовать посетителя, необходим интерактив, — уверен Александр Сергеев, научный редактор журнала «Вокруг света». — От музея ждут живого соприкосновения с реальностью, возможности на себе ощутить, как все устроено и работает. Только так научные музеи смогут конкурировать за внимание посетителей с развлекательными центрами. В идеале человек может проводить в музее не час, а целый день». Быть ближе к народу советуют и экономисты. «Для развития музеев обязательно нужна реклама. Наука — это тоже бренд, только его нужно правильно раскрутить, — считает Григорий Тульчинский, профессор кафедры менеджмента и экономики культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. — В музее, как и в любой другой структуре, важен маркетинг».

Современные музеи готовы показать сущность любых тел и явлений, лишь бы завлечь к себе новых посетителей.

Автор: Смирнова Анастасия
Источник: Деловой Петербург