В этой статье попробуем разобраться, какие решения используют современные клиники, чтобы лучше организовать прием и медицинское обслуживание пациентов, передав часть функций автоматизированным системам и сенсорному оборудованию. Тренд на автоматизацию затронул многие отрасли. Но медицина сейчас по понятным причинам нуждается в ней больше других. Разработка новых технологий, таких как умный дом, интернет вещей, телемедицина, облака, подготовили почву для внедрения IT-решений в здравоохранении и открытия умных клиник. По определению умная клиника — это медицинское учреждение, в котором внедрены решения, помогающие оптимизировать взаимодействие пациентов с медицинским персоналом, автоматизировать часть работ. Как правило, оборудование умной клиники подключено к облаку или к внутренней информационной системе.

Из каких модулей состоят IT-решения для умной клиники?

Любое медицинское учреждение начинается с записи на прием и электронной регистратуры. Здесь речь пойдет не об электронной очереди, которые сейчас есть практически в любой поликлинике. В умной клинике используются решения, позволяющие не просто маршрутизировать пациента в рамках одного электронного табло, а построить экосистему в облаке и связать ее к классической информационной системой медучреждения.

Сенсорные панели для записи на прием

Все технологии, которыми мы уже пользуемся (электронная запись, электронная очередь, электронная регистратура) в умной клинике интегрированы в облачный сервис. Доступ к записи пациента, которому назначен прием, есть у всего медицинского персонала. Во всех помещениях клиники размещены удобные сенсорные панели с информацией об очередности приема. Причем эта информация доступна всем, и врачу в кабинете, и пациенту, который ожидает в очереди, и медицинским сестрам в регистратуре.

Сенсорная панель для записи к врачу

Анкетирование для автоматизированного сбора анамнеза

Пока пациент ждет приема, есть возможность собрать о нем максимум информации с помощью специального ПО для анкетирования и компактного сенсорного киоска или планшета, который выдают посетителю. В анкету, как правило, включают вопросы о жалобах пациента, общем состоянии, условиях жизни, перенесённых заболеваниях и прочие. Таким образом можно автоматизировать сбор анамнеза и заполнение части медицинской биографии пациента. Результаты анкетирования в формализованном виде автоматически регистрируются в информационной системе клиники, электронной истории болезни и становятся доступны докторам для изучения и анализа. Если пациент записан к нескольким специалистам, его анамнез будет доступен им всем. Это позволяет пациенту подготовиться к визиту и экономит время врача, поскольку ему уже не нужно подробно опрашивать пациента, а достаточно пробежать взглядом собранные данные.

Автоматизация сбора анамнеза с помощью анкетирования на сенсорном киоске

Имеются даже решения, где сбор анамнеза геймифицирован — к пациенту подъезжает робот с планшетом и голосом задает стандартные вопросы врача о состоянии и жалобах. Варианты ответов посетитель выбирает на планшете, и они автоматически фиксируются в информационной системе. Решение для геймифицированного сбора анамнеза особенно полезно в детских клиниках.

Сенсорные моноблоки для аутентификации пациентов

Сенсорный киоск для самостоятельной регистрации пациента

Для идентификации пациента в умной клинике введена бесконтактная ID-карта, с помощью которой регистрируется вход пациента в клинику. Кроме нее есть еще вариант считывания QR-кодов. У входа установлены сенсорные киоски для сбора информации. Они оборудованы считывателем карт. Пациенту не нужно заполнять никаких анкет, он просто подносит карту, и вся информация о нем, включая историю болезни загружается в этот киоск. Еще одна удобная фича — это трекинг пациента внутри медицинского учреждения, то есть отслеживание маршрута пациента по клинике. Для этого пациенту выдается браслет с beacon-сенсором. Это такой небольшой маячок, который транслирует при помощи Bluetooth пакет с уникальным идентификатором. Браслет позволяет отслеживать навигацию внутри помещений, определять, где пациент находится в тот или иной момент. Помещения клиники оснащены датчиками, которые взаимодействуют с beacon-сенсором и помогают определить местонахождение пациента. Это удобно для крупных медицинских центров, где медперсоналу необходимо отслеживать передвижение большого числа пациентов.

Умная палата

Первое, что привлекает внимание в умной палате — это интерактивный монитор, который находится над кроватью каждого пациента. Воспользовавшись им, больной получает доступ к своей истории болезни, может посмотреть результаты анализов и обследований, связаться с врачом. Кроме необходимых функций имеются и информационно-развлекательные: доступ в интернет, к фильмам и передачам, чтобы пациент мог как-то скоротать свой больничный досуг. В некоторых клиниках в такие мониторы интегрированы магазины, как правило, с медицинскими и гигиеническими товарами на случай, если пациенту потребуется что-то купить. В умной палате есть также прикроватные медицинские мониторы для измерения давления, сахара в крови, пульсоксиметрии и других важных показателей. Эти персональные медицинские станции регистрируют все собранные данные в информационной системе, где они становятся доступны пациенту и лечащим врачам.

Имеются устройства, отслеживающие назначения врача. Например, инфузомат, который отслеживает проведение капельных инфузий. Процесс введения (время начала и окончания, скорость, назначенный препарат) контролируется дистанционно. Информация автоматически собирается и передается в электронную историю болезни. То есть, отметок медицинской сестры не требуется, потому что все данные уже зафиксированы в электронной истории болезни. В каждой палате располагается большой сенсорный экран, на котором выведена информация по всем пациентам палаты с их диагнозами. Можно посмотреть данные каждого пациента, не выходя из палаты. Это довольно удобно. Если в палате лечится несколько человек, то наблюдать за ними становится проще. Вся информация собрана в одном месте, представлена в виде графиков и блоков, которыми легко управлять.

Умные палаты оборудованы датчиками, отслеживающими температуру окружающей среды, освещенность, влажность, атмосферное давление, наличие шума и запыления (улавливаются частицы размером больше 20 нанометров). Информация актуализируется в онлайн-режиме. Эти важные показатели часто не учитываются в нашей клинической практике, а между тем они порой серьезно влияют на состояние пациента, температуру тела, сон. Имеются также датчики, фиксирующие вставание с кровати, перемещения по палате и клинике. Все эти сенсоры работают в одной общей экосистеме, связанной с системой освещения, закрывания дверей и штор. Все их можно настроить по заданным правилам. Например, когда пациент просыпается ночью и встает с кровати, в палате включается мягкий свет, чтобы ему было удобно обуваться. Перед отходом ко сну свет постепенно гаснет. Утром, когда пациент просыпается, автоматически открываются шторы. Система настраивается так же, как умный дом. Все автоматизированные действия в умной плате продублированы голосовым сопровождением, которое, конечно, можно отключить. У пациента также есть возможность управлять некоторыми устройствами с помощью голосовых команд. Это удобно для неподвижных больных или тех, кому пока нельзя вставать.

Умный пост медицинской сестры

Медицинские мониторы

На нем доступна информация обо всех пациентах клиники с разбивкой по палатам. Все данные выводятся на большие сенсорные мониторы для удобства просмотра. Из палат интенсивной терапии на пост медицинской сестры выводится информация об инъекциях, в каком объеме вводятся препараты, сколько лекарства осталось в капельнице и прочие. Медсестра может удаленно все это контролировать. У нее есть система оповещений. Можно, например, настроить распознавание предикторов, если пациент собирается встать. Система отреагирует и пошлет оповещение еще до начала действия.

Кроме облачной экосистемы в умной клинике работает классическая медицинская информационная система со всеми возможностями, необходимыми врачам для выполнения их функций. Она связана с общей многоуровневой системой клиники, начинающейся с записи на прием и сбора анамнеза и заканчивающейся базой данных, автоматически собираемых из палат. Аналитику по этой информации и результатам лечения просматривает главный врач, которому доступны специальные функции, позволяющие оценивать деятельность клиники, работу врачей, углубиться в любое из назначений врача, проанализировать его. Блок аналитики позволяет оптимизировать работу клиники и медицинского персонала.

Умная клиника чем-то похожа на пазл, в котором из небольших звеньев собирается ландшафт, достаточный для работы любого медицинского учреждения. Совокупность отдельных элементов формирует целостное и постоянно развивающееся решение, которое серьезно повышает качество оказания медицинской помощи и облегчает жизнь пациента в стационаре или поликлинике.

Начните использовать умные решения в своей клинике!

Обращайтесь за консультациями к нашим специалистам по телефонам +7 (903) 974-5742, +7 (903) 549-5742 + WhatsApp, Viber, или e-mail sale@touch.ru или присылайте заявки с описанием вашего проекта через чат на сайте.